| 
						 О МИРСКОМ 
						ОТНОШЕНИИ К СВЯЩЕННИКУ
 Порою 
						мы бываем склонны к крайностям и теряем чувство меры как 
						в неприятии, так и в своих симпатиях. Часто в батюшку 
						бывают по-настоящему влюблены. Он становится для 
						экзальтированных мирян этаким "душкой", председателем 
						"клуба по интересам", чуть не политическим лидером. 
						Отсюда - один шаг до кликушества и опасного религиозного 
						экстаза. А происходит это, скорее всего, когда нет 
						послушания и смирения, от теплохладной веры, оттого, что 
						ищем эмоций, а не благодати, и за личностью священника 
						не видим образ Христа.  По 
						своей немощи мы слишком привязываемся к "своему" батюшке 
						- а он, как правило, "не отвечает взаимностью", а то и 
						строгое внушение сделает, или, как нам кажется, не 
						проявит к нашей персоне должного внимания, - сразу 
						обида, досада на батюшку. Иногда, собираясь 
						посоветоваться со священником по какому-то делу, мы идем 
						к нему, уже имея в душе собственное готовое решение, и 
						страстно желаем навести его на нужный нам ответ. И если 
						слышим иное - недовольны и разочарованы: "пойду к 
						другому батюшке". Вот так мы и грешим - своеволием. Ведь 
						это Господь посылает на нашем пути того или иного 
						человека, промыслительно влияя на нашу жизнь, и к каждой 
						нашей встрече с батюшкой, на котором присутствует 
						благодать священства, надо подходить особенно трепетно и 
						доверчиво, но никак не страстно.  А 
						ведь бывают и такие нелепые случаи, когда люди в своих 
						умствованиях и страстях пытаются поучать священника, и 
						даже во время исповеди! Иные подчас склонны подозревать 
						батюшку (прости, Господи!) ... в дурном влиянии, в 
						наведении порчи. До чего доходит помраченный разум! А 
						потом эти люди удивляются, откуда на них или их ближних 
						столько напастей, и опять-таки обвиняют, конечно, 
						другого. Так возникает опаснейший порочный круг, когда 
						человек впадает в духовную болезнь прелести, и без 
						покаяния и смирения, без напряженной борьбы со 
						своеволием из этой ямы не выбраться.  Да и 
						как можно враждовать в душе со священником, монахом? 
						Тяжек труд их постоянной молитвы за нас, за весь мир - 
						мы их "духовные нахлебники", если можно так выразиться. 
						Нам не обижаться, а тоже молиться за них надо. 
						Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: "Как это 
						можно осуждать священника? Лучше весь мир осудить, чем 
						одно духовное лицо".  Да, 
						иногда священник с виду строг, холоден. Прекрасно! Есть 
						повод задуматься: а заслужил ли я иного отношения? Вот, 
						стою, перебираю свои обиды на батюшку, - а сам каков? 
						Много думаю - а много ли делаю? Много и умно говорю - а 
						слушаю ли других? Не оборачивается ли все это 
						праздномыслием и словоблудием? Ведь строгость батюшки - 
						это и есть любовь христианская, а не слащавое потакание 
						нашим прихотям. В книге своих проповедей архимандрит 
						Рафаил (Карелин) говорит о том, что "есть любовь 
						душевная - она основана на сопереживании, симпатии, в 
						ней может быть много эмоций, горячности. Много ласки к 
						несчастным и нежности. Духовная любовь не смешивает зла 
						с добром, она любит в человеке добро, но не принимает 
						зла, в ней нет аффектации и чувственности, мало заметна 
						внешняя ласка, требовательна и потому иногда кажется 
						мирским людям даже жесткой". Думается, что и батюшке 
						тоже тяжело от слишком тесного человеческого общения. Он 
						сам определяет меру своего участия в нашей жизни, 
						участия духовного, а не страстно-земного. Нам, мирянам, 
						полагаю, недоступны многие тонкие грани совмещения в 
						сердце священника привязанностей человеческих - и любви 
						ради Христа. Но сердце наше хорошо это чувствует, когда 
						оно очищено покаянием и смирением. Да, иногда священник 
						с виду строг, холоден. Прекрасно! Есть повод задуматься: 
						а заслужил ли я иного отношения? Вот, стою, перебираю 
						свои обиды на батюшку, - а сам каков? Много думаю - а 
						много ли делаю? Много и умно говорю - а слушаю ли 
						других? Не оборачивается ли все это праздномыслием и 
						словоблудием? Ведь строгость батюшки - это и есть любовь 
						христианская, а не слащавое потакание нашим прихотям. В 
						книге своих проповедей архимандрит Рафаил (Карелин) 
						говорит о том, что "есть любовь душевная - она основана 
						на сопереживании, симпатии, в ней может быть много 
						эмоций, горячности. Много ласки к несчастным и нежности. 
						Духовная любовь не смешивает зла с добром, она любит в 
						человеке добро, но не принимает зла, в ней нет 
						аффектации и чувственности, мало заметна внешняя ласка, 
						требовательна и потому иногда кажется мирским людям даже 
						жесткой". Думается, что и батюшке тоже тяжело от слишком 
						тесного человеческого общения. Он сам определяет меру 
						своего участия в нашей жизни, участия духовного, а не 
						страстно-земного. Нам, мирянам, полагаю, недоступны 
						многие тонкие грани совмещения в сердце священника 
						привязанностей человеческих - и любви ради Христа. Но 
						сердце наше хорошо это чувствует, когда оно очищено 
						покаянием и смирением. |