| 
						 Домашнее богослужение
 
						             
						Сочетание слов домашнее 
						богослужение для многих покажется странным. Понятие 
						богослужения для них связано с обязательным наличием 
						храма и присутствием священника.  
						                
						Богослужение есть особая форма, или 
						правильнее сказать, особые формы общения верующих с 
						Богом и другими членами Церкви. При богослужении 
						молятся, богословствуют, молитвенно размышляют о путях 
						домостроительства Божия, сопереживают его, участвуют в 
						таинствах Церкви и получают благодатные дары Святой 
						Троицы. Богослужение есть организованная общая молитва 
						верующих. В нем раскрывается и осуществляется сущность 
						Церкви как новой жизни во Христе, жизни, соединенной во 
						Христе с Богом Отцом, пронизанной Духом Святым. Смысл 
						этой жизни раскрывается в церковных чтениях и 
						песнопениях как единство любви, благодати, мира и 
						спасения. Протопресв. Александр Шмеман писал: "Церковь 
						нельзя ни уравнять, ни слить с "культом"; так как не 
						Церковь существует для "культа", а культ для Церкви, для 
						ее домостроительства, для ее роста в полную "меру 
						возраста Христова" (Еф 4:13)". Но вместе с тем 
						богослужение не отрывается от Церкви, ибо в нем 
						раскрывается ее сущность как Тела Христова [1]. 
						 
						                Чтобы ввести нас в 
						область домостроительства Божия и включить в него нашу 
						повседневную жизнь, Святая Церковь создала богослужебную 
						систему, в которой вспоминаются и мистически 
						актуализируются священные события, имеющие вечный смысл, 
						ибо они произошли для спасения, для возможности жить с 
						Богом каждому из нас. Вот почему однажды бывшее событие 
						- Праздник Святой Церкви - переживается нами снова и 
						снова как вновь происходящее; вот почему святитель Иоанн 
						Златоуст в Слове на Пасху призывает: день почтите <...> 
						вси насладитеся пира веры".  
						                
						Чтобы раскрыть себя, объединить 
						верующих, дать им возможность осознать себя народом 
						Божиим, родом избранным и царственным священством (см. 1 
						Пет 2:9), участвовать в домостроительстве Божием, Святая 
						Церковь создала различные виды богослужения и 
						богослужебно-молитвенные циклы (суточный, недельный, 
						годовой неподвижный и годовой подвижный). Быть членом 
						Церкви, возрастать в частицу Тела Христова можно лишь 
						участвуя в Церковном богослужении и таинствах. 
						Прихожанин - не посторонний в храме, не зритель 
						спектакля, наблюдающий действо, а непосредственный 
						участник, творец богослужения, если он молится и 
						сопереживает его. Для полноты жизни во Христе мало быть 
						верующим, надо быть в Его Церкви, участвовать в ее 
						жизни, одним из проявлений которой является 
						богослужение. Отходя от богослужений, переставая 
						посещать их, мы отключаемся от участия в 
						домостроительстве Божием, отключаемся от Его благодатных 
						даров, от познавания и переживания Истины.
 Различают богослужения общие и 
						таинствосовершительные. На последних совершаются 
						таинства Евхаристии, венчания, миропомазания и т. д. 
						Совершать их могут только получившие дар и благодать 
						священства. Все общие богослужения: часы, утреню, 
						вечерню, повечерие, полунощницу, обедницу, молебны и 
						панихиды может совершать любой православный христианин. 
						Ему не рекомендуется лишь произносить ектении, 
						священнических возгласов и читать тайные молитвы" 
						священников. Уберите ектении из вечерни и утрени - 
						сущность службы останется практически неизменной с ее 
						молитвенными возношениями, богословским созерцанием и т. 
						д.
 
						                
						Конечно, при внехрамовом богослужении 
						несколько изменится его восприятие. В церкви мы 
						погружаемся в молитвенно-эмоциональное восприятие духа 
						службы и не всегда по тем или иным причинам вникаем в 
						текстуально-смысловое значение совершаемых песнопений, - 
						при домашнем богослужении по книгам легче вникнуть в 
						смысл слов читаемых молитвословий и песнопений. Поэтому 
						полезно для лиц, не состоящих в клире, чередовать 
						посещение храмов с отправлением в меру сил и 
						возможностей отдельных богослужений дома. Такое 
						чередование храмового и домашнего богослужения позволяет 
						подниматься в религиозном молитвенном познании на крыле 
						мистического чувства и на крыле ума. В наше время, когда не всегда легко по 
						тем или иным причинам регулярно посещать храмовые 
						богослужения, очень важно научиться быть в ритме 
						церковной жизни с ее праздниками, богослужебными 
						кругами, с ее ежедневным чтением Нового Завета при любых 
						обстоятельствах жизни.
 
						Место богослужения
						 
						                
						Самарянка спросила Христа, говоря: "Отцы 
						наши поклонялись на этой горе, а вы (то есть иудеи - 
						Авт. ) говорите, что место, где должно поклоняться, 
						находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, 
						что наступает время, когда и не на горе сей, и не в 
						Иерусалиме будете поклоняться Отцу <...> Настанет время 
						и настало уже, когда истинные поклонники будут 
						поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников 
						Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны 
						поклоняться в духе и истине" (Ин 4:20-24).  
						                
						Древние христиане для богослужений 
						собирались в частных домах, в пещерах и катакомбах, 
						позже появились базилики, а расцвет храмового 
						строительства начался с эпохи Константина.  
						                
						В постановлении одного из поместных 
						соборов Русской Церкви сказано, что "община православных 
						христиан объединяется около своего пастыря, который с 
						разрешения епархиального архиерея может совершать для 
						нее Божественные службы, не исключая и Литургии, в 
						частном доме или ином приличествующем помещении". 
						 
						                
						На домах литургию совершала Чешская 
						православная Церковь, запрещенная фашистскими 
						оккупантами [2]. Можно править службы в домашней 
						квартире, в лесу, в поле, в пещере и даже в номере 
						гостиницы. В предисловии к Псалтири, изданной по 
						благословению Святейшего Патриарха Московского и всея 
						Руси Пимена (М., 1973), говорится: "Если верующий не был 
						за богослужением в храме, то он может включить в свое 
						домашнее правило или псалмы из богослужения, или же 
						полностью ту или иную вседневную службу (кроме 
						Божественной литургии, совершаемой только епископом или 
						священником): утреню и первый час; часы третий и шестой 
						и изобразительные, девятый час и вечерню" (с. 7).
 
						                
						Любое богослужение - это встреча с 
						Богом, поэтому помещение, в котором предполагается его 
						совершать, следует прибрать, как к приему дорогого 
						гостя. Если нет сил прибрать всю комнату, надо прибрать 
						хотя бы угол, в котором предполагается править службу.
						 
						                
						Свт. Иоанн Златоуст в беседе "О кресте и 
						разбойнике" говорит: "...когда пришел Христос <...> то 
						очистил всю землю, сделал всякое место удобным для 
						молитвы; вся земля, наконец, сделалась храмом". 
						 
						                
						В семейной жизни домашнее богослужение 
						помогает углубить молитвенное общение супругов и 
						включить в него детей. При наличии малышей муж и жена 
						часто не могут вместе идти в церковь. В этом случае 
						оставшемуся дома хорошо бы прочесть что-либо из 
						богослужения дня, если он не в силах исполнить его 
						полностью. Что читать - зависит от имеющихся дома книг, 
						времени (дети крутятся под ногами и т. д.), сил и 
						настроения молящегося.  
						Богослужебные круги
						 
						                
						Тот, кто постоянно ходит в церковь, 
						замечает, что богослужение состоит из ежедневно или 
						еженедельно повторяющихся молитвословий и из 
						молитвословий, повторяющихся через определенные 
						промежутки времени или читаемых раз в год. Это 
						обусловлено тем, что богослужение состоит из нескольких 
						связанных между собой кругов: дневного, недельного, 
						восьмигласного, годового подвижного и годового 
						неподвижного.  
						                
						Суточный круг создает основную структуру 
						богослужения и состоит из вечерни, повечерия, 
						полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого, 
						девятого часа и литургии. В приходских храмах все эти 
						службы ежедневно не правятся. В древности существовали 
						святые обители неусыпающих, где богослужения и молитвы 
						совершались непрерывно. Уходили на отдых или на 
						хозяйственные послушание одни монахи, - другие шли на 
						молитву в храмы, - молитва о всем мире и спасении всех 
						шла в монастыре непрестанно.  
						                
						Обычными службами современной церковной 
						практики являются вечерня, утреня, первый, третий, 
						шестой час, литургия. Они состоят из основных 
						молитвословий и из молитв, песнопений и чтений дня в 
						зависимости от его положения в недельном, восьмигласном 
						и обоих годовых кругах. Годовой неподвижный круг 
						включает в себя молитвословия, посвященные праздникам и 
						святым, чествуемым в определенные дни года. Они написаны 
						в книге, называемой Минеей. Молитвословия и службы 
						подвижного круга связаны с праздниками, приходящимися в 
						разные годы на разные числа. Они содержатся в книгах, 
						называемых Постной и Цветной Триодями; в первой 
						содержатся службы Великого поста и приготовительных к 
						нему недель, во второй - службы от Пасхи до Троицы.
						 
						                
						Каждый день седмицы имеет свою 
						молитвенную тему: воскресение - по-церковнославянски 
						неделя - посвящено воскресению Христову; понедельник 
						- бесплотным силам; вторник - Предтече и Крестителю 
						Иоанну; среда и пятница - Кресту и Страданиям Христовым; 
						четверг - апостолам и святителю Николаю; суббота - всем 
						святым и молению за умерших.  
						                
						Чтобы не было однообразия недель, 
						дневные службы - точнее, дневные песнопения - 
						группируются по восемь, согласно восьми основным 
						церковным напевам - гласам, образуя таким образом еще 
						один круг молитвословий, содержащийся в книге Октоих , 
						или "Осьмогласник".  
						                
						Конечно, мирянину в своем домашнем, 
						семейном богослужении соблюдать все многоцветие 
						церковного богослужения, предусмотренного уставом и 
						церковной практикой, практически невозможно. Однако в 
						той или иной мере приближаться к этому идеалу вполне 
						доступно даже с тем количеством пособий, которые 
						имеются.  
						Схемы богослужения 
						и пособия  
						                
						Церковь никогда не считала, что полное 
						единообразие в обрядах и молитвах является непременным 
						условием единства. Поэтому и нет единого устава 
						Православной церкви, о чем часто забывают "строгие" 
						уставщики. Два основных варианта "Типикона" - книги, 
						регламентирующей наше богослужение, называются по месту 
						своего происхождения: "Уставом Лавры св. Саввы" и 
						"Уставом Великой церкви". Первый еще называется 
						"Изображением последования во Иерусалиме святой Лавры" 
						или сокращенно "Иерусалимским уставом", а также 
						"Славянским", ибо получил распространение в славянских 
						землях. Второй представляет собой слегка видоизмененный 
						устав Студийского монастыря и применялся в храме св. 
						Софии; иногда он называется греческим.  
						                
						Уставы закрепили общую структуру и идею 
						богослужений. Они детализировали эту структуру согласно. 
						условиям того или иного монастыря. Стремление соблюдать 
						во всех деталях устав приводило ко многим нестроениям 
						богослужебной практики средневековой Руси.  
						                
						В полной форме уставы Студийский и 
						Иерусалимский нигде сейчас практически не исполняются. 
						Однажды, еще перед революцией, когда в Киевской духовной 
						академии собрались служить всенощную полно по уставу, то 
						пришлось готовиться к этому год, а сама служба заняла 
						7.5 часов.  
						                
						Мы не можем здесь останавливаться на 
						истории богослужебных уставов и правил [3]. Важно 
						подчеркнуть, что основной строй (закон) церковного 
						богослужения составляет святое церковное Предание. Оно 
						преемственно идет к нам от первых веков, и его никто не 
						волен отменять. "Вся же благообразно и по чину да 
						бывает" (1 Кор 14:40).  
						                
						Богослужебных книг много: Служебник, 
						Чиновник, Часослов, Октоих, Минея месячная (в 12 томах), 
						Минея Праздничная, Минея Общая, Триодь Постная, Триодь 
						Цветная, Ирмологион, Типикон, Требник и др. Многие из 
						них частично повторяют друг друга. Так, из Миней 
						месячных извлечены молитвословия непереходящих 
						Праздников, так что Минею Праздничную составляют 
						молитвословия непереходящих двунадесятых праздников, 
						Богородичных празднииков и служб наиболее чтимым святым. 
						Минея Общая рассчитана на случай, если нет службы тому 
						или иному святому или нет Минеи месячной. Поэтому службы 
						в ней приводятся не конкретному святому, а общие святым, 
						например, "Служба апостолу", "Служба мученику", "Служба 
						мученикам" и т. д. Минеи Праздничная и Общая 
						составлялись для храмов, не имеющих месячной Минеи.
						 
						                
						Чиновник предназначен только для 
						архиерейского богослужения, Служебник и Требник - только 
						для священнослужителей: иереев и диаконов.  
						                
						Даже не имея ни одной из перечисленных 
						книг, не надо отказываться от желания совершать домашнее 
						богослужение. Имеется много изданий отдельных церковных 
						служб, богослужебных сборников и т. д. Многие церковные 
						песнопения приведены в различных молитвенниках, в 
						частности в "Православном молитвослове", изданном 
						Московской Патриархией, и в церковных календарях. Как 
						пособие, годное и для домашнего богослужения, можно 
						использовать 1-й том "Настольной книги 
						священнослужителя", из которого можно сделать 
						необходимые выписки. Для мирянина удобнее и доступнее 
						сборник "Всенощное бдение. Литургия", неоднократно 
						переиздававшийся в ряде епархий.  
						                
						На основании имеющихся и полученных на 
						время книг следует создавать личные или семейные 
						богослужебные пособия .  
						                
						Для домашнего богослужения можно 
						выработать несколько схем, более полных и более кратких, 
						основанных на сложившейся в настоящее время 
						богослужебной практике приходских храмов. Эти схемы 
						отражают постепенность вхождения мирянина в 
						богослужение, наличие у него тех или иных книг, пособий, 
						условий и времени и т. д.  
						                
						На примере начала всенощного бдения 
						покажем, как может соотноситься строй церковного и 
						домашнего богослужения.  
						                
						Существо праздника и воскресного дня 
						сильнее всего выражается во всенощной, или, говоря на 
						языке церковного устава, во Всенощном бдении - службе, 
						весьма изменчивой по составу своих молитвословий, а 
						потому и наиболее трудной для отправления при слабом 
						знакомстве с богослужением.  
						                
						Она состоит из двух частей: вечерни и 
						утрени, объединенных общим начальным возгласом 
						священника: "Слава Святей, и Единосущной, и 
						Животворящей, и Нераздельной Троице всегда, ныне и 
						присно и во веки веков".  
						                
						Мирянин же, равно как и диакон, любое 
						богослужение и молитвословие начинает прошением: 
						"Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, 
						Боже наш, помилуй нас".  
						                
						После начального возгласа или начального 
						прошения поется "Приидите, поклонимся Цареви нашему 
						Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви 
						нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому 
						Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и 
						припадем Ему".  
						                Это пение "Приидите 
						поклонимся" напоминает, что мы пришли к Богу, пришли 
						молиться Ему, пришли славословить Его, у Него ищем 
						защиты в наших напастях и силы для нашего жизненного 
						подвига, а сейчас, в начале богослужения, - и подвига 
						молитвенного.  
						                Молитва - это личное 
						усилие человека и дар Божий. В одной из тайных 
						священнических молитв в начале утрени говорится: 
						"Помолитися, якоже подобает, не вемы, аще не Ты, 
						Господи, Святым Твоим Духом наставиши ны".  
						                
						После "Приидите, поклонимся" читается 
						предначинательный псалом 103. Он называется так, ибо с 
						него, по существу, начинаются молитвословия Всенощного 
						бдения. В нем прославляется Бог - Творец вселенной. 
						Лейтмотив этого псалма в словах: "Вся Премудростию 
						сотворил еси. Слава Ти (Тебе), Господи, сотворившему 
						вся". Он заканчивается словами на древнееврейском языке:
						Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, тут же переводимыми 
						на русский язык - "Слава Тебе, Боже". От этого 
						"аллилуйя", которое пели еще Авраам, Моисей и царь 
						Давид, веет библейской и первохристианской древностью.
						 
						                
						Светильничные молитвы, приводимые в 
						календаре и в некоторых богослужебных книгах, миряне не 
						читают. Это молитвы священника, которые он читает про 
						себя во время пения Предначинательного псалма. 
						 
						                
						В современной церковно-приходской 
						практике Предначинательный псалом на бдении поется в 
						сокращении, но его полезно читать полностью.  
						                
						Следующая за Предначинательным псалмом 
						Великая ектения при домашнем богослужении без священника 
						опускается или может заменяться молитвами, подобными 
						следующей:  
						                "Молимся Тебе, Господу 
						Богу нашему, Вседержителю, Творцу великих и далеких 
						галактик и звезд, мельчайших пылинок Вселенной и душ 
						человеческих и просим: даруй нам дар молитвы и ниспошли 
						мир душам нашим".  
						                
						"Сохрани, Господи, Церковь Твою Святую и 
						нас в чадах ее соблюди. Патриархам спомоществуй, 
						архиереи и иереи укрепи, а нас спаси по молитвам их. 
						Даруй изобилие плодов земных и времена мирны, с 
						плавающими сплавай, с путешествующими спутешествуй, с 
						летающими слетай, болящих исцели; и заблудших вразуми, 
						избави нас от всякие скорби, гнева и нужды, сохрани нас 
						Твоею благодатью от всякого греха и научи нас творити 
						волю Твою".  
						                
						"Господи помилуй (3 раза). Слава, и 
						ныне".  
						                
						В этой молитве кратко изложено 
						содержание Великой ектений. Она состоит из 4 частей и 
						может либо вообще опускаться, либо читаться лишь 
						отдельными частями. Первая из них связывает настоящую 
						молитву с содержанием Предначинательного псалма и просит 
						о даре молитвы в начале богослужения.  
						                
						На Всенощном бдении поется обычно 
						"Блажен муж", в Уставе именуемое антифоном 1-й кафизмы и 
						состоящее из отдельных избранных стихов псалмов, 
						образующих первую кафизму с припевом аллилуйя. 
						Антифон - значит "противоголосие"; так в богослужении 
						называются песнопения, избранные из текстов священных 
						книг (обычно псалмов) и поемые по Уставу попеременно 
						левым и правым клиросом (см. "Православный календарь на 
						1977 г."). Антифон 1-й кафизмы можно в крайности 
						заменить чтением или пением 1-го псалма.  
						                
						После антифона диакон произносит малую 
						ектению, которую при домашнем богослужении рекомендуется 
						заменить трехкратным произнесением Иисусовой молитвы, 
						завершаемой молитвенным прошением "Господи, даруй нам 
						дар молитвы и помилуй нас" или вместо всего этого три 
						раза прочитать или пропеть "Господи, помилуй". Иисусова 
						молитва, периодически произносимая про себя стоящим в 
						храме, способна поддерживать всякую другую молитву и 
						молитвословие.  
						                
						В обычные дни вместо торжественного 
						пения "Блажен муж" кафизмы читаются. В домашней 
						обстановке любое песнопение можно заменить чтением.
						 
						                
						По приведенному примеру начала 
						Всенощного бдения (вечерни) может быть приспособлена к 
						домашнему богослужению любая последовательность служб, 
						кроме Литургии. Литургия при домашнем богослужении 
						заменяется "Изобразительными", в церковном обиходе, да и 
						в некоторых книгах иногда называемыми "Обедницей". Профессор, протоиерей 
						Глеб Каледа
						(из книги «Домашняя церковь») 
						  Примечание
						 [1] Протопресвитер 
						Александр Шмеман. Введение в литургическое богословие. 
						М., 1996, ее. 37-38.  [2] Так, например, 
						о. Всеволод (Коломацкии, позже архимандрит Андрей) тайно 
						совершал в доме своего духовного сына литургию и 
						необходимые требы (см. ЖМП. 1977, № 3).  [3] Об истории 
						развития богослужебной практики и о религиозном смысле 
						отдельных богослужений написано много книг, в настоящее 
						время, как правило, труднодоступных для мирян. Поэтому 
						они здесь не приводятся. [4] 
						Богослужебные таблицы имеются в "Пособии к изучению 
						устава богослужения Православной Церкви" К. Т. 
						Никольского (СПб., 1865, репринт: М., 1995), в 
						"Церковном уставе в таблицах, показывающих весь порядок 
						служб рядовых и все особенности праздничных служб в 
						течении времени года" А. Неаполитанского (Владимир, 
						1913; репринт: М., 1994) и др. Очень хорошая книга - 
						"Общедоступные беседы о богослужении Православной 
						Церкви" свящ. Г. Дьяченко (М., 1898). |